Причиной перебоев в работе двигателя нередко служит плохая работа свечей зажигания. Автомеханики выявляют неисправные свечи путем поочередного отсоединения проводов от свечей зажигания на работающем двигателе. Если после отсоединения провода перебои увеличиваются, эта свеча — исправная. При отключении неработающей свечи перебои в работе двигателя останутся неизменными. Практика показала, что у неработающих свечей чаще всего низкое сопротивление изоляции.
Воспользовавшись мегаомметром, можно определить пригодность свечи, причем на неработающем двигателе и не выкручивая ее из гнезда. Конечно, далеко не каждый автолюбитель может приобрести мегаом-метр. Поэтому предлагаю простое устройство для проверки свечей по сопротивлению изоляции: своеобразный мегаомметр-пробник.
На транзисторах VT1 и VT2 собран мультивибратор, который управляет выходными ключами VT3 и VT4. Высоковольтный трансформатор изготовлен из строчного трансформатора от черно-белого телевизора типа ТВС-110ЛА, ТВС-110ЛАм, от которого используются сердечник и высоковольтная катушка в качестве вторичной обмотки (обмотка II — 1200 витков провода ПЭВ-2 00,1 мм, R=340.. .380 Ом). Первичная обмотка удаляется и вместо нее наматывается обмотка, содержащая 24+24 витка провода ПЭВ 00,8 мм. Ее лучше мотать в два провода одновременно, а затем обмотки la и 16 включить последовательно, как это показано на схеме. Для получения напряжения 2000 В применен умножитель напряжения типа УН9/27-1,3. Необходимо хорошо изолировать провод "+" умножителя, резисторы R9.-R10 и R11. Благодаря ограничительному резистору R10 (10 МОм) максимальный ток в испытательной цепи не может быть более 200 мкА, что безопасно для человека.
Устройство питается от аккумуляторной батареи (12 В) и потребляет ток около 300 мА. Транзисторы VT3 и VT4 снабжены небольшими теплоотводами с эффективной поверхностью около 10 см2. В устройстве применен микроамперметр на 200 мкА типа М4206, однако можно использовать и микроамперметры на 100 мкА с соответствующим шунтом. Например, если взять микроамперметр М476/3 на 100 мкА (индикатор от магнитофона), то необходимо зашунтировать его резистором сопротивлением 1,5 кОм.
При закорачивании проводов для подключения свечи стрелка прибора РА1 должна установиться на 200 мкА. Если прибор "зашкаливает', необходимо уменьшить сопротивление R12, т.е. подбором его добиться показаний прибора 200 мкА. Следует заметить, что выставлять выходное напряжение прибора более 2000 В не следует, так как при этом через свечу будет проскакивать искра.
Устройство собрано в пластмассовом корпусе размерами 200x120x40 мм. Провода для подключения к корпусу двигателя и к свече должны иметь двойную изоляцию. В целях безопасности при проведении измерений вначале подсоединяются провода и только после этого подается испытательное напряжение (нажимается кнопка SB1). Практика показывает, что хорошие свечи имеют сопротивление изоляции Ri13 не менее 10 МОм (новые — практически бесконечное). Когда показания РА1=100 и более (RM3<10 МОм), такие свечи необходимо заменить. Свечи с низким RH3 не спешите сразу выбрасывать. Их стоит почистить, 24 часа выдержать в ацетоне, лотом промыть спиртом и еще раз проверить изоляцию. Если RM3 повысилось, такую свечу можно, в принципе, использовать. Прокаливать свечи не рекомендую: это часто приводит к появлению трещин.
Д.С.БАБЫН
пгт Кельменцы Черновицкой обл
http://sxema.ucoz.ua/load/skhemy/avto_moto/probnik_dlja_proverki_svechej_zazhiganija/21-1-0-472
|