В последнее время появляется всё больше разных специализированных микросхем - контроллеров для зарядки аккумуляторов в автомобильных зарядных устройствах и не только. Прямо уже целые процессоры стали делать. Когда у меня возникла необходимость сделать автомобильное зарядное утройство для свинцового аккумулятора, тоже решил отправиться на радиорынок, для приобретения такой микросхемы - MAX713.
Прежде, чем приступить к расчетам трансформатора, которых может быть великое множество, необходимо договориться о критериях его качества, что непременно отразится на построении расчетных формул. Я считаю, что главный качественный показатель силового трансформатора для радиоаппаратуры это его надежность. Следствие надежности - это минимальный нагрев трансформатора при работе (иными словами он должен быть всегда холодным!) и минимальная просадка выходных напряжений под нагрузкой (иными словами, трансформатор должен быть "жестким").
В данном материале представлена довольно интересная и, в то же время, простая схема мониторинга заряда аккумулятора автомобиля на базе схемы экономичного вольтметра постоянного напряжения, работающей от автомобильной бортовой сети 12 В. Вольтметр с расширенным диапазоном шкалы индицирует небольшие отклонения напряжения в диапазоне от 10 до 16 В для 12-вольтовых аккумуляторов.
На рис. 2 и 3 показаны схемы включения микросхем BA3822LS фирмы ROHM и LS2009 фирмы SGS-Thomson, образующие пяти- и десятиполосные эквалайзеры. Эти схемы очень просты и в пояснениях не нуждаются.
Теперь - о параметрических эквалайзерах (ПЭ). Они отличаются от графических меньшим количеством полос и тем, что центральные частоты полос и их ширина (добротность фильтра) могут быть изменены слушателем.
Трех-пятиполосные варианты этих устройств позволяют простыми средствами обеспечить эффективную регулировку АЧХ с результатами, достижимыми в ГЭ с 8-11 полосами. Но в каждой полосе ПЭ необходимы два регулирующих элемента и два органа управления.
Устройство состоит из входного ФНЧ R1R2С1, реле времени на транзисторе VT1 и элементах R1 — R4, С1 и ключа на транзисторе VT2. В момент включения питания конденсатор С1 начинается заряжаться через резисторы R1, R2. В течении времени его зарядки транзистор VT1 будет открыт, VT2 закрыт и ток через обмотку реле не потечёт. Резистор R3 устраняет влияние базового тока транзистора VT1 на зарядку конденсатора и увеличивает положительный порог срабатывания устройства защиты. Когда конденсатор зарядится, напряжение на базе транзистора VT1 упадёт и он закроется, а связанный с ним ключевой транзистор VT2 откроется и через обмотку реле К1 потечёт ток. Реле сработает, и его замкнувшиеся контакты К1.1 и К1.2 подключат громкоговорители к усилителю. Задержка включения равна примерно 4 с.
Подобные схемы часто на одной или двух ГУ-19 (ГУ-29) применяются в выходных каскадах самодельных трансиверов или трансиверизируемых радиоприемников (УС-9, Крот, Волна-К, Р-326М, Р-399 и др.). Особенностью данной конструкции является «подобранные» в запасниках шека конкретные элементы. Желание сделать УМ в виде моноблока, при отсутствии одного мощного трансформатора и чтобы на пиках огибающей анодное напряжение «не проваливалось», вынудило применить имеющиеся в наличии два «силовика». Теперь, когда прошло много лет, и модными стали легкие и надежные бестрансформаторные блоки питания усилителей мощности, такой моноблок был бы значительно легче и меньше (по габаритам).
Усилитель предназначен для работы на частотах 20-140 МГц (наибольшее усиление) с микропередатчиком ("жучком") малой мощности. Выходная мощность усилителя (в зависимости от типа транзистора) 200-350 мВт. Желательно для большего согласования с антенной на выход поставить П-Фильтр. Усилитель исправно работает с радиомикрофоном, при наличие экрана между ними.
Это простое устройство предназначено для контроля за состоянием бортовой сети автомобиля и позволяет существенно продлить срок службы аккумуляторной батареи, не допуская ее разряд более чем на 50%.
Коммутатор переключает до 4-х стерео источников звукового сигнала ЗЧ. Он предназначен для установки в УНЧ в качестве предварительного усилителя. Коммутация квазисенсорная, осуществляется при помощи переключающих кнопок без фиксации. Индикация номера канала осуществляет семи сегментный индикатор(0...3).